Неудобные вопросы про мигрантов. Часть 1

  Автор:
  Комментарии к записи Неудобные вопросы про мигрантов. Часть 1 отключены
  778
С командой «Дома» беседовала Юлия Алимова – координатор организации «Дети Петербурга».

Автономная некоммерческая организация социально-культурных программ и проектов «Дети Петербурга» помогает семьям мигрантов и беженцев интегрироваться и получать образование и социальную помощь. Один из базовых проектов — это занятия по русскому языку и подготовка к школе для детей мигрантов и беженцев. Также организация оказывает правовую помощь, консультирует семьи мигрантов, проводит различные интеграционные мероприятия.

У нас с Юлией был очень важный и нужный диалог про мигрантов. Уверены, что многие из вопросов возникали в ваших мыслях, но вы всегда стеснялись их задать. Чтение займет 5 минут, а ответы останутся с вами навсегда.

Фестиваль "Навруз", который организовали в «Доме» «Дети Петербурга», Фото Алёны Крыловой: vk.com/album-37819384_261616103
Фестиваль «Навруз», который организовали в «Доме» «Дети Петербурга», Фото Алёны Крыловой: vk.com/album-37819384_261616103

Как много сейчас трудовых мигрантов в Москве и Петербурге?

Вообще, нет какой-то достоверной статистики того, сколько иностранных граждан находится на данный момент в России или в каком-то субъекте РФ. Статистика МВД учитывает, сколько всего иностранных граждан, которые встали на миграционный учёт. Если говорить об этой статистике, то за 2019 год в Москве было поставлено на учёт 4,5 млн. человек, а в Московской области 1.7 млн. человек.

Что касается детей мигрантов, то можно сказать, что в Петербурге в этом году в школах учится 12880 человек. Это меньше, чем 3% от общего числа школьников.

Могли бы города функционировать без мигрантов? Зачем России мигранты?

России мигранты, безусловно, нужны. Экономическая ситуация, которая есть на данный момент в России, требует наличия мигрантов. Если в один миг большая часть мигрантов возьмет и выйдет из России то, конечно, это очень негативно скажется на экономике. Мигранты закрывают самые низкооплачиваемые должности, на которые не хотят устраиваться граждане России. Кроме того, экономика России получает много доходов от того, что у нас работают мигранты: помимо всех стандартных налогов, которые платит любой гражданин, мигрант (кроме мигрантов из стран Евразийского экономического союза) должен каждый месяц покупать и оплачивать патент. За 2018 год такой доход от патентов составил 57 млрд. рублей.

Зачем мигрантам Россия?

К сожалению, экономическая ситуация в странах исхода мигрантов пока довольно печальная: людям сложно найти работу, очень много коррупции. Поэтому, к сожалению, люди вынуждены уезжать и зарабатывать в другой стране. Если мы посмотрим, из каких стран приехали мигранты, которые отметили, что их цель приезда – работа, то увидим, что 92% — это граждане СНГ. В первую очередь — это граждане Центральной Азии — Узбекистана, Украины, Таджикистана, Кыргызстана. Дальше, уже чуть меньше приезжают из Белоруссии, Казахстана, Армении и Азербайджана. Еще меньше из Молдавии. Во всех этих странах пока еще сложная экономическая ситуация, поэтому приходится переезжать.

На самом деле, к переезду в Россию людям нужно готовиться как к открытию своего бизнеса: иметь стартовый капитал. Потому что, когда ты приезжаешь на заработки в Россию нужно оформить патент, который состоит из разового платежа и регулярных ежемесячных взносов. Кроме того, нужно снять жильё, оформить регистрацию. Таких моментов много, поэтому у людей должна быть какая-то существенная стартовая сумма, с которой они приезжают. И, на самом деле, не всем удаётся много заработать в России: переезд ради работы – рискованное предприятие, но ситуация все равно вынуждает людей приезжать.

С какими стереотипами общества чаще всего сталкиваются мигранты, когда приезжает в Россию?

С ксенофобией, конечно. Это повсеместно и начинается со СМИ: как средства массовой информации освещают процессы миграции. Очень любят писать заголовки вроде — «Приезжий совершил какое-то преступление». Проблема и в том, зачем писать такие заголовки, и в том, что СМИ называют приезжими и людей, переехавших из других регионов России.

МВД тоже, когда делают заявления, говорят, что «большую часть преступлений в Москве совершают приезжие». Это логично, потому что в Москве много приезжих из других субъектов Российской Федерации: и это не про мигрантов. Что касается мигрантов, то, на самом деле, они совершают меньше преступлений, чем граждане России. Например, на 2017 год 7% населения России составляли иностранные граждане. Но из них только 2% преступлений всего число преступлений было совершено мигрантами. 2/3 из них — это преступления небольшой тяжести. Из этого мы видим, что мигрантами, на самом деле, совершается не так много преступлений. Но СМИ продолжают транслировать миф о том, что это не так.

Если крупные и уважаемые СМИ позволяют себе такие высказывания, то и в бытовой жизни люди не церемонятся.

«Дети Петербурга» в музее стрит-арта, август 2018: vk.com/album-37819384_254481848
«Дети Петербурга» в музее стрит-арта, август 2018: vk.com/album-37819384_254481848

Какие есть в России некоммерческие организации, помогающие иммигрантам? В чём заключается предоставляемая помощь?

В России не очень много организаций, которые помогают именно иммигрантам. Например, в Петербурге помимо «Детей Петербурга» есть ПСП-фонд, который оказывает юридическую помощь мигрантам. Также им помогает «Красный крест». В Москве есть «Гражданское содействие», Интеграционный центр для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». Некоторые другие социальные проекты тоже включают мигрантов в свою целевую аудиторию. Например, у наших друзей из «Островка» (благотворительный центр «Каритас») есть направление по работе с мигрантами. В их центр дневного пребывания ходят дети мигрантов.

Конечно, есть еще разные волонтерские инициативы, которые проводят разные занятия для детей мигрантов.

Насколько сложно переехать в Россию легально?

Когда мы говорим про легальность, важно понимать, что сложно отследить ситуацию, которая будет безусловно легальна или не легальна. У нас со странами Центральной Азии нет визового режима: люди не могут приехать нелегально в Россию. Они легально пересекают государственную границу. То же самое с приезжими из Украины и Белоруссии.

Другое дело, что для получения полностью легального статуса пребывания нужно выполнить ряд условий. Некоторые из них вызывают ряд вопросов: можно спросить себя, кто из нас живет по месту регистрации. У кого из нас место проживания совпадает с местом регистрации?

Для мигранта это становится пунктом нелегальности. При проверке документов, по идее, это нарушение закона. Но можно ли называть людей, которые не живут по месту фактической регистрации, нелегалами?

Мигрант, помимо того, что у него должен быть патент, заключает договор о приеме на работу. Тут нужно спросить себя: всегда ли мы легально получали деньги за работу, имеем ли договор. Работодатели часто пользуются тем, что мигранты плохо знают язык и не могут разобраться в юридических тонкостях. Часто указывают другие должности и прописывают минимальные суммы оплаты, чтобы в случае любых разногласий, не выплатить деньги.

По опыту «Детей Петербургу» и наших коллег, которые оказывают юридическую помощь мигрантам, очень сложно добиться того, чтобы работодатель выплатил зарплату мигранту. Это практически невозможно. Если и получается, то только путем звонков работодателю и убеждений. Трудовая инспекция довольно плохо работает по таким делам. Тем более, если мигрант работает по договору гражданско-правового характера, а не по трудовому договору, то его рабочие отношения регулируются гражданским кодексом, а не трудовой инспекцией. Тут очень много таких тонких моментов. Поэтому мне странно слышать заголовки «Нелегальные мигранты». Это кто? Тот, кто зарегистрировался у одних друзей, а живет с другими?

Какие самые большие трудности в жизни трудовых мигрантов в России?

Сложно устроить ребенка в школу. Даже если у человека есть необходимые документы: регистрация, миграционная карта и прочее, часто иностранные граждане встречаются с немотивированными отказами в Районных отделах образования и школах. Нередко их встречают ксенофобно: «Почему вы не сидите у себя в Узбекистане? Места наших детей занимаете».

Пока нет какой-то четко выстроенной системы приема мигрантов в школу. Например: приходит семья в школу, а ей говорят «мест нет», идите по адресу в отдел образования – это одна история. Но, на практике, говорят «Зачем вы приехали, у нас школы переполнены». Когда родитель вот так сходит в пять школ и случайно узнает, что можно сходить в отдел образования, то будет уже середина года, и у него спросят: «Что вы так долго сидели?».

Часто к нам обращаются семьи в октябре или ноябре и говорят, что приехали в августе и все это время пытались устроиться в школу. В отделе образования тоже все происходит не так быстро. Часто бывают околоксенофобные реакции.

Что касается медицины, то все мигранты обязаны иметь страховку. Для детей она довольно дорогая, и, чем младше ребенок, тем больше стоимость страховки.

Право получить ОМС есть только у граждан Евразийского экономического союза: на граждан Узбекистана и Таджикистана это не распространяется. Но даже у граждан ЕАЭС есть право на ОМС только, если это взрослый работающий человек. Дети ее не получают.

К счастью, у нас в России экстренная медицинская помощь оказывается бесплатно всем. Но, что касается медицинского обслуживания детей, все довольно печально. Страховка дорогая, минимальная обязательная страховка покрывает довольно малый спектр медицинских манипуляций. А мы все знаем, что в детском возрасте очень важно получать полноценную медицинскую помощь – это отражается на всей дальнейшей жизни.

В Музее советских игровых автоматов. Фото Ольги Шкворовой: vk.com/album-37819384_252035782
В Музее советских игровых автоматов. Фото Ольги Шкворовой: vk.com/album-37819384_252035782

С какими сложностями сталкиваются в школе дети мигрантов?

Самое основное – это то, что у нас нет никаких государственных курсов по русскому языку для иностранцев. Поэтому, ребенок, приезжая в Россию, должен сразу приступать к учебе со всеми имеющимися у него знаниями языка. К счастью, дети из Центральной Азии знают русский на базовом уровне, поэтому первоклассники могут более или менее спокойно влиться в коллектив. Но, чем старше ребенок становится, тем сложнее ему влиться в коллектив. Ребенку старше 13 лет уже практически нереально с уровнем знаний языка примерно А1 осваивать школьную программу. Такая нагрузка ложиться на плечи детей, которые находятся в абсолютном стрессе: это отражается на их поведении и общении со сверстниками, они их практически не понимают. Такая ситуация очень сильно ограничивает потенциал ребенка.

Большая нагрузка ложится и на учителей. Комитет по образованию заявляет, что существуют программы поддержки школ и учителей, которые работают с мигрантами. Но, на практике, школы с большим числом детей мигрантов о такой поддержке не слышали. Когда ребенок приезжает в Россию, он может бесплатно ходить в школу. Но ВУЗы для них будут уже платными. Да, есть программы межгосударственного сотрудничества для одаренных детей, но большинство себе все равно не может позволить высшее образование.

Команда «Дома» просит вас об информационной и посильной финансовой поддержке для благотворительных организаций, сотрудников которых мы привлекаем к обсуждению фильмов. Как помочь «Детям Петербурга»?

Вы можете сделать пожертвование (разовое или ежемесячное).

«Дети Петербурга» продолжают занятия в режиме онлайн по русскому, английскому и математике, но сейчас не так активно требуются новые волонтеры: часть детей, к сожалению, выпала из процесса обучения. Не у всех есть техническая возможность продолжать обучение: не во всех семьях есть смартфон, который могут дать ребенку, и жилищные условия не всегда позволяют учиться онлайн.

Волонтеры «Детей Петербурга» из Франции, США и Великобритании запустили языковые клубы для взрослых по английскому и французскому. К языковому клубу можно подключиться за пожертвование.

Интересно? Присоединяйся сам, захвати друзей и соседей! ;)